Как правильно выставить зазор на свечах зажигания?

Содержание

Зазор на свечах зажигания. Какой должен быть и на что он влияет

Как правильно выставить зазор на свечах зажигания?

Несмотря на всю простоту строения свечей зажигания, с ними нужно правильно работать и обращаться. Их нужно правильно чистить, правильно выбирать и менять. Однако даже новые варианты, иногда могут доставлять проблемы – машина может работать неровно, иногда бывают рывки (толчки) при наборе скорости, а также легкая детонация. Многие сразу начинают искать причину в системе зажигания – конечно ведь свечи новые! Однако виной всему может быть зазор между электродами, достаточно его поправить и двигатель просто «запоет» …

ОГЛАВЛЕНИЕ СТАТЬИ

Для начала небольшое определение.

Зазор свечи зажигания – это расстояние между верхним и нижним электродами, нужно для оптимальной работы и поджигания топливной смеси. Если это расстояние отличается от рекомендованных норм, двигатель будет работать не ровно, возможны либо подергивания, либо детонация схожая с «троением» вашего агрегата.

Простыми словами если зазор отличается от нормы, выставлен так с завода или продавцом, то вы можете хоть половину мотора перелопатить, а причину не найти. Особенно сильно проявляется на карбюраторных системах. НО для начала предлагаю начать с устройства и принципа работы.

Как работает зажигание в цилиндре

Если говорить о свечах, то это как бы последнее звено в системе зажигания, которое непосредственно контактирует с воздушно-топливной смесью. Именно этот элемент ее поджигает, и делает это либо – эффективно и как заложено в технический регламент, либо неэффективно по ряду причин (кстати, виной зачастую выступает износ).

После того как топливная смесь (бензин и воздух) были поданы в цилиндры, поршень начинает идти вверх и сжимать ее, нагнетая тем самым давление.

В пиковой или как принято называть в «верхней точке», ЭБУ дает приказание и происходит воспламенение этого состава. Причем поджигает его свеча зажигания — между электродами бежит искра, которая и является катализатором.

Однако воспламенение может и не произойти, я не беру сейчас варианты с неисправностью системы зажигания, просто выставлен — не правильный зазор. Таким образом, могут появляться «пропускания» (то есть не воспламенение топливной смеси), которые заставят ваш двигатель работать с низким КПД, а иногда вообще он не запускается (например — утром зимой). Но почему так происходит.

Влияние правильного зазора на работу мотора

Зазор это действительно важный параметр. Он может быть либо большой, либо слишком маленький.

Малый зазор

Если установлены малые значения между электродами, то будут проявлять пропуски в системе зажигания. Все дело в том, что той искры, которая образуется между электродами, максимально приближенными друг к другу – недостаточно для воспламенения топливной смеси. Искра хоть и сильная но – недостаточная. Вот почему многие автомобили при движении будут реально дергаться и не развивать достаточную скорость. НА карбюраторах может заливать свечи, что только придаст проблем – вообще будет троить. Зазор нужно увеличивать!

Малый зазор это сколько? Если поговорить про размер, то это примерно от 0,1 до 0,4 мм. Обязательно проверяем свечи после покупки, дельные рекомендации дам чуть ниже, а пока поговорим про большое расстояние.

Большой зазор

Знаете, все же многие производители заранее выставляют нормальное расстояние между электродами. Но со временем он сам по себе может увеличиваться.

Все дело в износе свечи, который проявляется при большом пробеге — это естественно. Ведь электроды сделаны из металла, который под воздействием температуры и постоянных электрических разрядов начинает потихоньку выгорать. Страдает как верхний похожий на букву «Г», так и нижний. Верхний становится тонким, вместо прямоугольной формы он начинает закругляться, потому как сгорают бока. Нижний просто проседает вниз.

Из-за такого расстояния, искра, которая проходит между контактами – ослабевает. Причем значительно! Ее также возможно не хватит для воспламенения топлива.

Зачастую из-за этого пробивает изолятор нижнего контакта, все дело в том — что искра старается найти кротчайший путь между электродами.

Зимой есть большая вероятность, что машина попросту не запуститься.

Еще один важный аспект, на отдалившихся электродах чаще может появляться налет в виде нагара, искра итак «страдает» от большого расстояния, так еще и налет! Она вообще может не пройти. Поэтому важно через определенный пробег, с нашим топливом это может быть уже 15000 км, выкручивать свечи при необходимости их менять, либо чистить.

Большое расстояние – от 1,3 мм и выше.

Нормальный зазор, на что нужно ориентироваться

У нас имеются вполне конкретные пределы. Нижний от 0,4 мм (и все что ниже), верхний от 1,3 мм (и все что выше). Так какой считается нормальным размером именно для вашего авто.

Знаете и тут есть различия, связаны они в первую очередь с системой зажигания автомобиля, условно поделить ее можно на три типа:

1) При карбюраторном типе, с трамблером – нормальный зазор от 0,5 до 0,6 мм

2) При карбюраторном типе, с электронным зажиганием – 0,7 – 0,8 мм

3) Инжектор – 1 – 1,3 мм

Почему такая разница? — спросите вы. Ответ прост – дело в системе зажигания и электрической цепи. Самое низкое напряжение у карбюратора, соответственно искра будет слабее, и поэтому зазор должен быть меньше. А вот самая сильная энергетическая система у инжектора, поэтому здесь зазор увеличивают, нормальный считается от 1 мм, а на многих иномарках он 1,1 мм.

Как проверить и как его выставить

Процесс это не такой сложный, как кажется на первый взгляд. Для начала просто выкручиваем свечи зажигания, затем смотрим на повреждения, если их нет, то можно для начала почистить, затем проверить зазор.

Зазор конечно можно замерить обычными измерительными приборами, тупо линейкой. Однако определить на вид 0,5 или 0,7 мм, очень сложно! Поэтому сейчас в магазинах можно купить так называемые наборы «щупов» или специальные ключи для проверки зазора.

Щупы похожи на металлические загнутые буквы «Г», с различными размерами, просто их подставляем между электродами и с точностью до 97% определяете зазор. Если он больше, например на инжекторе чем 1,1 мм, то контакты сближают друг к другу, элементарно можно постучать ручкой отвертки. Если слишком близко – то раздвигаем друг от друга, опять же проверяет щупом.

Посмотрите мое видео о зазоре.

Современные технологии

Что хочется сказать в заключении, многие подумают «да брось», зачем мне заморачиваться над каким-то расстоянием между электродами! Ребята очень неправильные мысли.

Во-первых, вы можете сэкономить на топливе, исследования показывают до 5 – 7%

Во-вторых, плавная работа двигателя – залог безопасности вождения.

Третье, правильный зазор между свечами увеличивает их ресурс, нет вероятности, что пробьет изолятор (при увеличенном расстоянии).

Хочется отметить, что некоторые компании наоборот увеличивают число контактов (электродов), усиливают катушки и систему зажигания, все для того чтобы смесь поджигалась лучше.

Также сейчас есть более современные технологии, которые как я думаю, скоро придут на смену – такие как плазменные свечи.

У них вообще нет электродов, а топливо поджигает пучок плазмы, который образуется от электричества. Как пишут, производили сейчас уже проходят испытания и они говорят — что эффективность сгорания топливной смеси увеличивается, а это чуть больше мощности, чуть больше экономии и экологичности двигателя.

Читайте также  Как выкрутить обломанную свечу зажигания?

А на этом у меня все, читайте наш АВТОБЛОГ, будет интересно.

(44 , 4,09 из 5)

Источник: http://avto-blogger.ru/texchast/zazor-na-svechax-zazhiganiya-kakoj-dolzhen-byt-i-na-chto-on-vliyaet.html

Зазор на свечах зажигания

Как правильно выставить зазор на свечах зажигания?

Работа любого двигателя внутреннего сгорания отличается сложностью и многообразием процессов, протекающих в нем постоянно. Каждый из них влияет на бесперебойность функционирования двигателя, и даже такая «мелочь», как зазор на свечах зажигания, играет огромную роль. Достаточно часто можно слышать от автовладельцев жалобы на различные перебои в работе мотора, его троение, потерю мощности или плохую работу на холостом ходу.

В таких случаях многие водители грешат на свечи, и предпочитают осуществить их полную замену, что конечно решает проблему. Но этот вариант нельзя назвать самым приемлемым, поскольку стоимость нового комплекта достаточно высока. Основная часть свечей зажигания вполне поддается такой процедуре, как регулировка зазора – именно от него зависит бесперебойный процесс воспламенения топливной смеси. Стоит знать, что с течением времени зазор на каждой свече самопроизвольно увеличивается, поэтому контролировать этот параметр следует каждые 10-15 тысяч км.

Помимо периодического контроля зазора на свечах, их необходимо регулярно очищать, особенно, если невозможно ручаться за качество заливаемого в бак горючего. Кроме того, чем больший пробег у автомобиля, тем чаще следует обращать внимание на состояние этого элемента. Так, чтобы избежать каких-либо перебоев в работе системы зажигания или двигателя в целом, достаточно регулярно проверять свечи, и при необходимости проводить их бережную очистку. Времени на выполнение этих манипуляций много не потребуется, так же как и материальных расходов. 

Некорректный зазор – на что он влияет

В зависимости от того, увеличилось или уменьшилось расстояние между электродами, проблемы для двигателя будут несколько отличаться, хотя присутствуют и схожие моменты.

Если зазор слишком велик

Всем прекрасно известно свойство электричества находить для себя кратчайший путь. Соответственно, увеличенный зазор опасен прежде всего пробоем изолятора свечи. Из более серьезных последствий стоит отметить пробой самой катушки зажигания, что приведет к серьезным материальным расходам на ее замену, поскольку система зажигания окажется неработоспособной.

Кроме пробоя имеется вероятность пропадания искры. В такой ситуации один или несколько цилиндров просто оказываются нерабочими, что водитель воспринимает как троение двигателя. Достаточно явно говорит об увеличенном зазоре такой признак, как хлопки, периодически возникающие в системе выхлопа авто. При работе мотора на высоких оборотах водитель может замечать пропуски, появляющиеся в зажигании.

Если зазор уменьшен

Уменьшенный зазор между электродами приводит к резкому усилению искрового разряда, который становится очень мощным, но слишком коротким. Он оказывается не в состоянии воспламенить горючую смесь, она начинает заливать свечи, что в результате приводит к тому же троению мотора. Другой опасностью маленького зазора является возможность образования электрической дуги, особенно при высоких оборотах двигателя.

Происходит это по той причине, что при высокой скорости вращения коленвала «укороченная» искра просто не успевает разорваться, что приводит к образованию непрерывного потока плазмы. В следствии происходит сбой в работе силового агрегата, или же к возникновению замыкания в самой катушке, которую необходимо будет заменить. В любом случае, нормальная работа двигателя оказывается невозможной.

Как выставить зазор на свечах

Для самостоятельной проверки и коррекции величины зазора все свечи потребуется выкрутить. Чтобы узнать, какой зазор должен быть на свечах следует заранее запастись набором специальных щупов. Следует понимать, что для различных марок автомобилей, правильная величина зазора может отличаться, и зависит от конкретного типа системы зажигания. Так, если она контактная, правильная величина колеблется от 0,5 до 0,6 мм, а если зажигание электронное – зазор должен составлять 0,7-0,8 мм.

После извлечения всех свечей алгоритм действий водителя сложностью не отличается. Каждая из них подлежит тщательной предварительной очистке от имеющегося на ней нагара – если этого не сделать, результаты проверки могут оказаться неточными. После этого при помощи щупа соответствующей толщины измеряется зазор на каждой свече, и при его неверном значении корректируется.

Увеличение зазора

Данную манипуляцию можно выполнить двумя способами.

  • с помощью специального устройства BRISK. Оно имеет специальные зажимы, цепляющие боковой электрод и упор, который фиксируется на ее резьбовой части. После правильной установки следует немного отогнуть зацепленный электрод. Приспособление убирается, а полученный зазор вновь проверяется щупом. При необходимости операция повторяется до получения правильного значения;
  • при помощи обычной отвертки с плоским шлицом. Такая коррекция требует особой аккуратности, поскольку имеются шансы повредить изолятор. Отвертка вставляется между боковым и центральным электродами и слегка приподнимается. Далее также необходимо проверить зазор при помощи щупа.

Уменьшение зазора

Зазор может уменьшаться также двумя способами:

  • постукиванием по центральному электроду – свеча держится разрядником кверху, а в качестве инструмента можно использовать любую удобную вещь (пассатижи, отвертку и т. д.), удары которой следует наносить легко, не прилагая чрезмерных усилий, и после этого зазор проверяется.
  • путем прижимания электрода – установив свечу таким образом, чтобы разрядник упирался на твердую поверхность, следует слегка нажимать на свечу, осуществляя, таким образом, подгиб электрода, а после каждого усилия зазор контролируется соответствующим щупом.

Неверный зазор – исправлять или менять свечи

Многих водителей интересует вопрос – как выставить зазор на свечах без щупа. Как показывает практика, не имея под рукой специального щупа с точной толщиной, выставить правильный зазор на свечах зажигания совсем не так легко, как может показаться. Наугад делать это не рекомендуется, поскольку отклонение от нормального значения всего на 0,2 мм, приводит к гарантированному увеличению расхода горючего на 4%. Кроме этого, на такое же значение упадет текущая мощность двигателя.

Стоит помнить и о других последствиях отсутствия ухода и профилактики за установленными в моторе свечами зажигания. К примеру, зазор на свечах зажигания может изменяться вследствие образовавшегося на них нагара. Его образование может стимулировать использование некачественного топлива или износ двигателя, в результате которого в цилиндры попадает масло. Если демонтированная свеча сильно загрязнена, то причина троения двигателя может быть только в этом, и регулировка зазора свечей зажигания в этом случае может не потребоваться – достаточно качественно очистить электроды.

Многие водители предпочитают не связываться с самостоятельной регулировкой зазора, предпочитая периодически менять их на новые. Такой шаг отчасти оправдан, но иметь под рукой набор щупов для контроля все же является целесообразным. Дело в том, что даже новые свечи, приобретенные в известной торговой точке, подвергались транспортировке.

В это время электроды вполне могут немного повреждаться в результате ударов или иных воздействий, что на глаз определить практически невозможно. Поэтому многие специалисты рекомендуют проверять зазор даже на вновь приобретенных свечах, и сделать это можно непосредственно при их покупке в магазине.

О том, как важен корректный зазор можно посмотреть на видео:

Какие свечи лучше ставить на автомобиль

Несмотря на то, что конструкция свечи зажигания сложностью не отличается, ее роль для нормальной работы двигателя огромна. Соответственно выбирать их нужно крайне вдумчиво, и руководствоваться в первую очередь следует рекомендациями производителя автомобиля. Самостоятельно установив свечи неподходящей конструкции, можно вместо улучшения характеристик мотора получить прямо противоположный эффект. Следует понимать, что неполное сгорание топлива, обусловленное использованием некачественных свечей, помимо снижения эффективности работы, способствует и более быстрому износу мотора, приближая срок его капитального ремонта.

Из всех представленных на сегодняшний день свечей зажигания, безусловного внимания заслуживают иридиевые модели. Приобретая такой вариант, можно не задаваться вопросом – какой должен быть зазор на свечах зажигания, поскольку регулировать их не потребуется. За счет используемых материалов, такие свечи требуют для образования хорошей искры значительно меньшее напряжение, что не только продлевает срок их эксплуатации, но и снижает нагрузку на всю систему зажигания. Стоит отметить и более хорошее воспламенение смеси в цилиндрах, что способствует значительному снижению образования нагара как на самой свече, так и на поршнях.

Имеет смысл рассмотреть и вариант установки в свой автомобиль форкамерных моделей. Здесь зазор между электродами свечей зажигания регулировке не подлежит, поскольку он не может измениться чисто физически. Бокового электрода здесь нет, его роль принимает на себя корпус.

Получаемая искра отличается своей силой, а также перемещением по кругу. Это способствует качественной самоочистке, облегчению пуска на морозе, а также серьезно увеличивает ее ресурс. Из недостатков стоит отметить единственный – достаточно высокую стоимость.

Источник: https://mashintop.ru/articles.php?id=2537

Зазор свечей зажигания — как определить и выставить необходимый зазор между электродами свечей зажигания

Как правильно выставить зазор на свечах зажигания?

Для каждого автомобиля регламентирован определенный период замены свечей зажигания, а так же определенный зазор между электродами.

Если вы решили прочистить свечи зажигания, скажем после пробега в 10 000 км — стоит ожидать, что на свечах увидеть значительный нагар. Эффективная очистка свечей от нагара приводит к увеличению зазора контактов. Так же контакты (электроды) имеют свойство выгорать и расстояние между ними так же увеличивается.

Для того что бы узнать зазор рекомендованный для вашего автомобиля

— вы можете обратиться к технической документации вашего автомобиля,

— поискать по номеру кузову набор рекомендуемых деталей или сервисную книгу в которой указаны свечи которые подходят конкретно вашему автомобилю.

Если вы не нашли необходимую информацию в интернете вы можете обратиться к изготовителю или дилеру вашего автомобиля.

В случае если ваш автомобиль специфически модернизирован или на нем установлена газовая установка, лучше всего обратить в компанию которая устанавливала вам дополнительное оборудование.

В некоторых автомобилях (если вам крупно повезет), зазор свечей зажигания указывается на специальных табличках — пластинках с техническими данными автомобиля в подкапотном пространстве. Табличка может быть установлена в разных местах, ближе всего к лобовому стеклу, на внутренней стороне арки колеса или на пластине над радиатором.

Вообщем то, каждый производитель может размещать такие таблички в разных местах, поэтому вы можете попробовать внимательно поискать ее сами, либо обратиться в клубы любителей и обладателей таких же автомобилей.

Заводская величина зазора свечи зажигания — Стальная пластина с техническими параметрами двигателя автомобиля в подкапотном пространстве

К слову если вы как либо модернизируете ваш автомобиль, лучше всего, устанавливая новые свечи, замерять и записывать зазоры на будущее.

Далеко не всегда, свечи рекомендованные технической документацией производителя автомобиля, будут работать на вашем конкретном автомобиле идеально.

Зазор свечей может быть очень индивидуален и может очень сильно влиять на поведение каждого двигателя по своему. Именно поэтому некоторые сервисы предоставляют настройку зазора свечей зажигания с испытанием двигателя на стенде, что бы добиться идеальной стабильности срабатывания свечи и полного сгорания топливной смеси в целиндрах автомобиля. Это может позитивно влиять не только на расход автомобиля, но так же на его динамику и даже на надежность работы двигателя.

Если вы решили настроить зазор свечей самостоятельно преследуя определенные цели, вам нужно четко понимать принцип работы свечи зажигания.

Принцип работы свечи зажигания

Между электродами свечи под действием высокого напряжения (10000 — 100000 Вольт) проскакивает искра. Величина этой искры и ее длинна зависит от воздушного зазора, а так же от прилагаемого напряжение.

Итак чем выше напряжение подается на свечу, тем больше по величине зазор вы можете сделать между электродами и тем длиннее будет ваша искра.

Помните, что очень высокое напряжение может приводить к пробою изоляции проводников вашей системы зажигания, а так же непосредственно керамического изолятора свечи. Если вы решили изменить систему зажигания, увеличить напряжение — скажем путем замены катушки зажигания, помните что вам прийдется заменить и все остальные элекменты — свечи, провода, прерыватель.

При большом зазоре свечи, так же  может произойти пробой изоляции или катушки зажигания — происходит это потому что электричество ищет кротчайший путь. Если в условиях камеры сгорания, электронам сложно преодолеть путь от одного электрода к другому, возможен вариант, когда пробой произойдет от проводов системы зажигания на другие металлические элементы автомобиля — двигатель, кузов.

Пробой изоляции высоковольтной проводки на кузов автомобиля при большом свечно зазоре

Зазор свечей зажигания:

Большой зазор хорошо влияет на воспламенение топлива, так как между контактами попадает очень много топливной и воздушной смеси, вероятность поджига которой очень велика.

К сожалению, при большом зазоре, вероятность обрыва искры намного больше. На высоких оборотах это проявляется как пропускание воспламенения в определенных цилиндрах (двигатель троит). Часто топливо взрывается уже в выхлопной системе и слышны хлопки. Происходит это из за того, что энергии катушки не хватает что бы пробить большой зазор с такой большой скоростью (частотой) работы свечи.

При маленьком зазоре искра будет очень мощная, но очень короткая. Из за малого доступа к топливо-воздушной смеси это может стать проблемой и свечи просто начнет заливать.

Проявляется это опять в том, что двигатель начинает троить.

На больших же оборотах очень вероятен поджиг дуги на свече. Из за короткого промежутка и больших оборотов, искра просто не успевает разорваться и между контактами образуется постоянный поток плазмы.

Это опасно, так как может привести даже к сгоранию катушки зажигания — по сути получается короткое замыкание на длительное время выхода (контактов катушки зажигания). Двигатель тоже работает не стабильно на высоких оборотах и может даже заглохнуть (клинить).

В случае подбора зазора между контактами свечи зажигания обычно преследуют две цели:

1. Добиться более высоких оборотов двигателя — если говорить точнее, то добиться высокой  частоты срабатывания свечи и при этом стабильной работы двигателя.

2. Добиться экономии топлива — заставить двигатель стабильно работать на низких оборотах, всегда эффективно сжигая топливо в цилиндрах.

Обычно зазор свечей зажигания регулируется в пределах  0,5 до 1,2 мм с помощью специального инструмента, на котором есть засечки под специальные зазоры.

Инструменты для регулировки зазора

Регулируется зазор путем отгибания бокового электрода. Помните что необходимо по возможности обеспечить наиболее параллельное размещение плоскостей электродов, что бы в процессе эксплуатации не было одностороннего выгорания электрода. Для замера расстояния зазора свечей применяют круговые метки измерители.

Круговая метка измеритель свечного зазора с планом изменяющейся толщиной профиля

Круглая метка измеритель свечного зазора с дугами (кольцами) разной толщины

А так же специальные наборы пластин разной толщины.

Плоский щуп с набором крючков для замера толщины зазора между электродами свечи зажигания

Если вам необходимо поправить зазор, вы можете воспользоваться специальным инструментом который выгибает внешний (боковой) электрод. Инструмент имеет специальное отверстие и выгибает внешнюю часть электрода опираясь на сам средний электрод.

Если у вас нет инструмента, вы можете воспользоваться стельной пластиной в которой вы можете сделать с краю отверстие. Либо можете попробовать найти трубочку похожего диаметра, одеть ее на электрод и потихоньку отогнуть.

Схема увеличения или уменьшения величины зазора между электродами свечи зажигания.

Загнуть электрод в обратную сторону вы можете просто опираясь на свечу зажигания сверху, приложив электрод к плоской ровной и твердой повернхности.

Будьте очень аккуратны, следите за тем что бы не повредить центральный электрод в процессе настройки, а так же  будьте очень осторожны с керамическим изолятором. Стоит так же отметить, что необычные свечи с несколькими контактами обычно не регулируются по зазору. Так выставить равномерно все контакты на определенный зазор в каждой свече не представляется возможным.

У таких свечей есть два негативных фактора

— это плохой доступ к электродам свечи топливо-воздушной смеси

— а так же большая толщина контактов. Как мы знаем пробой воздушного пространства лучше происходит на концах заточенного метала — так как электроны лучше вылетают с тонких заостренных концов электродов.

Выбирайте свечи внимательно по рекомендациям авто-производителя и технической документации. Желаем вам удачи в настройке зазора свечей зажигания вашего авто. Если у вас есть еще какие то замечания или рекомендации пишите в комментарии.

Источник: https://www.insidecarelectronics.com/zazor-svechey-zazhiganiya-kak-opredelit-i-vistavit-neobhodimiy-zazor-mezhdu-elektrodami-svechey-zazhiganiya/

К чему приводит неправильный зазор на свечах зажигания

Расстояние между электродами может отклоняться от нормы как в большую, так и в меньшую сторону. В зависимости от того, какой зазор, увеличенный или уменьшенный, и последствия будут разными.

Увеличенный зазор

Данное отклонение опасно, прежде всего, тем, что способно вызвать пробой изолятора свечи или катушки зажигания. Происходит это из-за того, что электричество стремится найти для себя кратчайший путь.

Если пробоя не произойдет, велика вероятность пропадания искры. В этом случае цилиндр попросту не будет работать, двигатель начнет троить. Характерный признак увеличенного зазора между электродами – хлопки в выхлопной системе. На высоких оборотах становятся особенно заметны пропуски зажигания.

Читайте также  Как проверить неисправную катушку зажигания?

Следует обратить внимание, что со временем электроды обгорают, и зазор между ними увеличивается естественным образом. По этой причине одноэлектродные свечи желательно проверять раз в 10-15 тысяч километров. Многоэлектродные свечи зажигания нуждаются в проверке значительно реже.

Уменьшенный зазор

Если межэлектродный зазор меньше нормы, искровой разряд, воспламеняющий горючую смесь, получается очень мощным и коротким. Последнее ведет к тому, что горючее в цилиндрах не успевает воспламениться, и свечи начнет заливать, мотор при этом начнет троить.

На высоких оборотах велика вероятность образования электрической дуги. Из-за того, что расстояние между электродами слишком мало, а обороты коленвала высоки, искра не успевает разорваться, образуется непрерывный поток плазмы. В результате может произойти замыкание катушки зажигания или, как минимум, возникнут нарушения в работе силового агрегата.

Почему так важно придерживаться нормы?

Правильно отрегулированная свеча – это не только залог слаженной работы двигателя. Параметр зазора также влияет на расход топлива. Выставив нужное расстояние между электродами, вы уменьшите его на 5-6 процентов. Также нормальный зазор положительно влияет на ресурс самой свечи, поскольку больше не будет пробивать изолятор.

Если регулярно следить за этим параметром, ресурс свечи может достигать 60 тысяч километров. Это касается как инжекторных, так и карбюраторных двигателей.

Как измерить зазор между электродами

Искровой зазор измеряется специальным цилиндрическим или плоским щупом. Измерение производится следующим образом: свеча держится рабочей частью вверх, а между центральным и каждым из боковых электродов (если их несколько) вставляются мерки от меньшей к большей. Больших усилий при этом прилагать не нужно. Мерка должна проходить вплотную с небольшим нажимом, ее диаметр и является величиной искрового зазора. В качестве альтернативы можно использовать монетообразный щуп.

Можно поступить иначе: зная, какой зазор должен быть в соответствии с требованиями автопроизводителя, выбрать соответствующую мерку и вставить ее между электродами.

  • Если она не войдет, следовательно, зазор слишком мал, и его необходимо увеличить;
  • если же, наоборот, пройдет свободно, расстояние необходимо уменьшить.

Рекомендации по настройке

Проверка и регулировка зазора на свечах системы зажигания производится в следующих ситуациях:

  1. После ремонта двигателя, систем питания и зажигания, либо перед измерением компрессии в цилиндрах. В процессе эксплуатации свечные электроды постепенно подгорают и становятся тоньше, отчего между ними увеличивается просвет.
  2. При замене свечей на новые. Нередко производитель устанавливает слишком маленькие зазоры, которые приходится увеличивать до нормы.
  3. Когда проявилась нестабильная работа мотора. Первое действие – вывернуть свечи, хорошенько прочистить контакты, отрегулировать межэлектродные расстояния и проверить работоспособность под давлением.

Чистка электродов и площадки от нагара должна всегда предшествовать настройке.

Следует запомнить важный момент: четко выставить зазор на свечах без щупа невозможно. Регулировка «на глаз» сойдет в качестве временной меры, пока вы не доберетесь до гаража с инструментом.

  1. Выверните свечи из цилиндров двигателя и дайте им остыть до комнатной температуры. «На горячую» величину зазоров измерять нельзя.
  2. Прочистите контакты щеткой с проволочным ворсом и проверьте межэлектродный просвет щупом требуемой толщины. Последний должен входить между контактов плотно, с небольшим сопротивлением.
  3. Если щуп не вставляется, увеличивайте зазор путем разгибания верхнего электрода плоской отверткой. Слишком большое расстояние убирается аккуратным пристукиванием контакта.

Сподручнее выполнять операцию на остывшем двигателе – не придется обжигать руки во время откручивания. Для обычных свечек используйте плоский щуп, а для изделий на 2–3–4 боковых электрода – инструмент круглой формы. Установите свечи в цилиндры, заведите мотор и наблюдайте за работой на холостом ходу. Если замеченная ранее вибрация не прекратилась, неисправность следует искать в другом месте.

Источник: https://AutoManya.ru/obzory/zazor-na-svechah.html

Как зазор свечей влияет на работу двигателя

Как правильно выставить зазор на свечах зажигания?

В отличие от дизельных моторов, топливная смесь в камере сгорания бензинового двигателя воспламеняется с помощью внешнего источника. Таковым служит мощный электрический разряд, проскакивающий через зазор между электродами свечей зажигания. Последние как раз и предназначены для создания искры в условиях повышенного давления и температуры, характерной для зоны сжигания бензина. На качество и скорость горения топлива оказывают влияние многие факторы, в том числе – расстояние между искровыми электродами.

Влияние зазора на воспламенение

Чтобы понимать, как данный фактор влияет на эффективность бензинового мотора, нужно вкратце рассмотреть работу системы зажигания. Алгоритм преобразования энергии топлива в механическую работу выглядит так:

  1. Выбросив отработанные газы через клапан в ГБЦ, поршень движется вниз. Когда он оказывается в нижней точке, открывается второй клапан, откуда в цилиндр поступает топливовоздушная смесь.
  2. Поршень поднимается к камере сгорания и сжимает этот аэрозоль в несколько раз.
  3. В момент, когда днище поршня находится в верхней мертвой точке, на электроды свечи подается высоковольтный импульс. Между ними проскакивает искра, поджигающая сжатую смесь горючего с воздухом.
  4. Сгорая с определенной скоростью, топливо выделяет энергию, толкающую поршень вниз. Совершается механическая работа.
  5. Последний такт – выброс продуктов горения в выхлопную систему, после чего цикл повторяется.

Импульс высокого напряжения (свыше 20 киловольт) вырабатывает катушка по сигналу контроллера. Ее обмотка рассчитана на искрообразование определенной силы, достаточной для качественного воспламенения порции топливной смеси. Если сделать чересчур большой или малый зазор в свечах зажигания, процесс горения нарушится.

Большой просвет между электродами

Ненормально большим считается зазор свыше 1,3 мм. Что произойдет, если разогнуть электроды до такой степени:

  • мощности катушки не хватит, чтобы при каждом такте сжатия пробивать искрой увеличенное расстояние, появятся пропуски циклов;
  • работа силового агрегата будет нестабильной, появится вибрация;
  • одна часть несгоревшего бензина стечет по стенкам цилиндра и попадет в картер, вторая выбросится в выпускной тракт;
  • расход топлива возрастет;
  • на стенках камеры сгорания, днище поршня и рабочих элементах свечей зажигания быстро образуется нагар.

Примечание. Чем выше обороты двигателя, тем пропусков станет больше, доля бесполезно израсходованного бензина увеличится. Моторное масло в картере начнет разжижаться и выделять горючие пары, попадающие обратно в камеру через патрубок сапуна и воздушный тракт.

В результате перечисленных процессов мотор не отдаст полную мощность, а цилиндропоршневая группа в долгосрочной перспективе быстрее износится. Слишком большой зазор влияет на качество сжигания топлива, это вы ощутите в процессе движения: разгон автомобиля будет вялым, а вибрация мотора – повышенной. Из-за пропуска циклов появятся проблемы с холодным запуском – двигатель заведется с нескольких попыток.

Слишком маленькое межэлектродное расстояние

Расстояние между контактами свечей менее 0,6 мм считается недопустимо малым. Правда, пропуски рабочих циклов наблюдаться не будут, но возникнет другая проблема – чересчур слабое воспламенение. Короткая искра, пробивающая небольшой просвет от одного электрода к другому, не способна нормально поджечь топливовоздушную смесь, занимающую весь объем камеры.

Из-за снижения скорости горения воздушно-бензиновый аэрозоль не успеет прогореть целиком, как наступит такт рабочего хода поршня, а затем – выброс отработавших газов. В результате наступают последствия, описанные выше, – падение мощности силового агрегата, повышенное потребление топлива, сажа в выхлопной и нагар внутри цилиндров.

Неправильная регулировка зазора свечей зажигания зачастую усугубляется другими факторами: износ поршневой группы, неполадки в системе топливоподачи, пробитая изоляция высоковольтных проводов и так далее. Тогда проблема настройки зазоров отступает на второй план и зачастую выпадает из поля зрения автолюбителя.

Величина нормального зазора

Допустимые пределы межэлектродного расстояния – от 0,6 до 1,2 мм. Более точное значение выбирается в зависимости от типа двигателя, системы питания и зажигания:

  • карбюраторные моторы старого типа с невысокой степенью сжатия и механической системой искрообразования – 0,6–0,7 мм;
  • те же двигатели, оснащенные бесконтактным электронным зажиганием – 0,8–0,9 мм;
  • в турбированных и атмосферных силовых агрегатах с подачей топлива путем впрыска (инжектор) зазор на свечах зажигания должен быть от 1 до 1,2 мм.

Совет. Лучший способ правильно определить межэлектродный просвет для конкретного автомобиля – внимательно изучить инструкцию по эксплуатации. В подавляющем большинстве случаев данная величина указана среди других настроечных параметров.

Поскольку владельцы многих транспортных средств, укомплектованных бензиновыми моторами, переходят на сжиженный газ, то и размер свечного зазора требует корректировки. Для качественного сжигания смеси пропана с воздухом интенсивность воспламенения рекомендуется повысить путем увеличения просвета на 0,1 мм от паспортного значения. Нагрузка на высоковольтную катушку вырастет незначительно, а газ станет сгорать лучше.

Источник: https://kalina-2.ru/remont-vaz/kak-zazor-svechej-vlijaet-na-rabotu-dvigatelja